Как понять, что ваш ребенок гений. И что с этим делать

1175
0

Гениальность – это высшая стадия развития способностей. Способности – результат развития задатков. Задатки – это психофизиологические особенности, которые помогают человеку добиться большего успеха в одной или нескольких областях. Если развитием способностей не заниматься, то задатки так и останутся задатками. Разберемся, как понять, что ваш малыш одарен, и что с этим делать.

признаки гениальности у ребенка

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что такое гениальность. Согласно одной теории, гениями рождаются и одаренность (если она есть) во что бы то ни стало проявит себя. Согласно другой теории, гениальность – это следующая ступень развития таланта, то есть на 98% развитие способностей зависит от труда и социальных условий развития. Те специалисты, которые поддерживают эту теорию, считают, что из любого ребенка можно вырастить гения. Нужно только понять, что конкретно интересно малышу.

Признаки одаренности

Понять, что ребенок вундеркинд, помогут следующие особенности его развития:

  • Более высокий, чем у сверстников уровень выполнения деятельности.
  • Выполнение задания без инструкций, сам продумывает стратегии, которые обеспечивают эффективное и быстрое выполнение деятельности.
  • Стремление поступать по-своему, искать нестандартные подходы и пути решения задач (в том числе нестандартные игры и нестандартное применение каких-либо предметов).
  • Умение самостоятельно организовывать деятельность и управлять своими действиями (уровень выше, чем у сверстников).
  • Несвойственная возрасту рефлексия, подробный анализ ситуации перед принятием решения.
  • Умение оценивать одну проблему с разных точек зрения (системное мышление).
  • Выдающие способности в одной сфере и умение молниеносно запоминать информацию и учиться чему-то в той сфере, которая интересна ребенку.

Такие дети отличаются повышенной любознательностью, привычкой ставить сложные цели и самостоятельно достигать их. Главное отличие детей с признаками одаренности в том, что они рано учатся самостоятельно организовывать деятельность и обучаться чему-то.

Задача взрослых – создать условия, в которых ребенок сможет удовлетворить свои потребности.

Одаренные дети отличаются индивидуальностью. Они рассуждают на взрослые и глобальные темы, задают много вопросов. Они активны, инициативны. Проблема в том, что часто родители не замечают и не понимают этого. Например, ругают ребенка за поломанные игрушки, а ведь ему всего лишь было интересно разобраться в принципе работы механизма.

То есть иногда заметны скрытые признаки гениальности, а не непосредственно выдающие способности, например, такие как феноменальная память, художественные навыки, умение делать сложные вычисления и прочее.

Что делать, если вы подозреваете ребенка в гениальности

как развивать гениальность у ребенка

Понять, что ребенок умный, более одаренный, чем другие, непросто. Часто гениальность путают с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), школьной дезадаптацией и другими проблемами.

Дело в том, что чаще всего ребенок достигает больших успехов в одной сфере. Если ему что-то неинтересно, то никто и ничто не заставит его этим заниматься.

Одаренные дети часто бывают непослушными.

С точки зрения школьной программы, это плохие ученики, деструктивные лидеры класса. Поэтому важно как можно раньше распознать одаренность и отдать ребенка в развивающий центр.

Диагностика одаренности

Основной метод диагностики – наблюдение за ребенком в процессе игры и другой деятельности. Важно предлагать как можно больше увлечений и наблюдать за тем, к чему ребенок тянется. Это позволит выявить вероятную сферу одаренности.

Лучше отвести чадо к психологу, но можно и самостоятельно воспользоваться одной из методик для выявления признаков гениальности ребенка:

  • «Как распознать одаренность», авторы Л. Г. Кузнецова и Л. П. Сверч. Анкету заполняет взрослый (ведет дневник наблюдения).
  • «Карта одаренности», авторы Хаан и Кафф. На вопросы отвечает взрослый.
  • «Прогрессивные матрицы Равена». Проективный тест, его проходит ребенок.
  • «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей», автор А. А. Лосева. На вопросы отвечают взрослые.

Развивающие игрушки для малышей, которые можно сделать своими руками →

При помощи этих техник можно выявить как общую одаренность, так и отдельные виды гениальности:

  • интеллектуальную,
  • творческую,
  • музыкальную,
  • техническую,
  • художественную,
  • гуманитарную и т. д.

Первые признаки гениальности можно заметить в 2–3 года, это ранняя одаренность. Таких детей называют вундеркиндами. Поздняя одаренность может проявить себя, когда ребенку будет 15–16 лет.

Чаще всего способности становятся заметны в 5–8 лет.

Бывает такое, что признаки одаренности исчезают. Это нормально. Важно не путать ранее развитие и высокий уровень социализации с гениальностью.

Как развивать одаренность

признаки одоренности у ребенка

Для развития одаренности нужно отдать ребенка в специальный центр или тот кружок, к которому заметен интерес. Такие дети требуют специального психолого-педагогического сопровождения, поэтому лучше не отказываться от помощи профессионалов.

Чтобы помочь способностям проявиться и развиваться, родителям нужно:

  • поощрять самостоятельность и инициативу ребенка;
  • как можно больше общаться с ребенком (в форме диалога);
  • всесторонне расширять его кругозор;
  • предлагать разные варианты творчества, активности;
  • показывать положительный личный пример.

Для развития ребенка важно, чтобы сами родители проявляли познавательную активность, ценили образование и уважали свое чадо, видели в нем личность. Свобода в самовыражении и демократический стиль воспитания – основа развития одаренности. Кроме этого, в образовании важно соблюдать принцип ориентации на ближайшую зону развития ребенка. Вместе с этим важно, чтобы родители и малыш занимались совместной деятельностью.

6 вещей, которые мешают развитию ребенка →

При диагностике и развитии одаренности нужно сохранять индивидуальный подход. Нельзя насильно вырастить гения, поэтому бесполезно отдавать ребенка во всевозможные «развивашки» или требовать пятерок по всем предметам. Нужно понять, что интересно именно вашему малышу, что у него лучше всего получается.

Да, это может не соответствовать вашим интересам. Да, это может отличаться от советов соседки Ленки, мамы Любы и других «великих умов». Да, это может находиться за пределами школьной программы. Но что делать, так это устроено: нужно уважать личность и индивидуальность ребенка.

Фото: ru.freepik.com

Комментарии

На верх страницы
×