Какие игрушки не следует покупать новорожденным?
Пополнение в семье – это всегда волнительный момент, к которому родители начинают готовиться заранее. Первый год жизни считается особенно сложным с финансовой точки зрения. Игрушки – это отдельная статья расходов, хотя многие знакомые наверняка ограничатся именно такими подарками. На рынке детских товаров представлены тысячи различных игрушек, так что определить, что из этого действительно будет полезно, а что может навредить, достаточно сложно.
Нужны ли вообще игрушки?
Многие родители, прошедшие через сложный этап «от рождения до года» считают, что большинство игрушек, доступных на прилавках, практически бесполезны. Это связано с подходом младенца к миру – на первых порах ребенку интересно практическое применение всех вещей, которые его окружают (это можно назвать функциональным мышлением). Т. е. предмет должен быть предназначен для чего-либо – например, кастрюля нужна для ее наполнения водой и продуктами, чтобы в результате получился суп.
А вот функциональное применение поющей мягкой игрушке найти сложно, поэтому внимание ребенка будет цепляться именно за нее. С одной стороны, в этом и заключается предназначение – отвлекать и занимать младенца. Но при этом получается ситуация, в которой мыслительный потенциал ребенка расходуется впустую, он не получает ценной информации об окружающем мире при взаимодействии с такими игрушками.
Также популярна техника «оставлять несколько игрушек на виду, а остальные прятать», призванная вносить разнообразие в жизнь младенца. Но на самом деле это расходует ресурсы ребенка – раз он перестал обращать внимание на те игрушки, что у него уже есть, значит, они уже достаточно изучены и дальнейшее их освоение не имеет смысла. И вот, родители прячут известные предметы и достают новые, которые уже благополучно забыты – теперь младенцу снова нужно тратить силы на изучение бесполезной игрушки, чтобы в итоге сделать те же выводы.
От каких игрушек нужно отказаться?
Если ситуация складывается так, что у родителей нет возможности уделять ребенку столько внимания, сколько ему необходимо, то игрушки – все-таки отличный способ отвлечь младенца и занять его на некоторое время. В этом случае лучше заранее знать, какие игрушки точно не стоит покупать новорожденным.
Потенциально опасные игрушки
К потенциально опасным игрушкам относятся:
- Предметы, выполненные из ПВХ или фосфора. Не самый лучший выбор для подарка новорожденному, т. к. ПВХ содержит фталаты, благодаря которым материал легко поддается обработке. Эти вещества – сильные канцерогены, а младенцы, как известно, изучают мир, пробуя его на вкус. Это же касается светящихся в темноте элементов игрушек – ответственные производители используют безопасные для здоровья светоотражатели, что повышает себестоимость изделий. Опасность представляют дешевые (в основном китайские) игрушки, в большинстве своем покрытые фосфорными соединениями – при попадании внутрь, эти вещества как минимум могут вызвать отравление.
- Мягкие игрушки. В целом, такие изделия безвредны для малышей, но все, опять же, зависит от производителя. Ворсинки легко попадают в организм младенца, а благодаря их количеству, игрушка быстро становится пыльной – прекрасные условия для жизни клещей. Кроме того, бюджетные модели часто шьют из некачественных материалов, покрывают токсичными красками и плохо закрепляют подвижные элементы (пуговицы, глаза, декор). Все это потенциально опасно для ребенка, адаптирующегося к внешнему миру – среди возможных последствий стоит выделить раздражение кожного покрова и аллергические реакции.
- Игрушки, состоящие из мелких деталей. Некоторые из них изначально созданы для сборки (конструкторы), другие же, совершенно для этого не предназначенные, охотно разберет на составные элементы ребенок. И если эти детали окажутся достаточно мелкими, появляется риск их вдыхания или засовывания туда, откуда своими силами их уже не извлечь. Так что внимательно рассматривайте и проверяйте игрушки перед тем, как передавать их младенцу в руки.
- Музыкальные игрушки низкого качества. Сами по себе такие игрушки безвредны – собраны они достаточно хорошо, чтобы ребенок не мог оторвать мелкие детали, да и выполнены из материалов, не угрожающих здоровью. Проблема музыкальных игрушек заключается в их громкости – общепринятый стандарт максимального уровня шума, издаваемого динамиком, нередко игнорируется. Так что если игрушка издает звуки громче 85 децибел, то это может негативно сказаться на слухе ребенка. Также важно обращать внимание и на качество самого звука – он должен быть без посторонних шумов, треска и хрипа, а тональность мелодии соответствовать оригиналу (если используется известная композиция). И, наконец, не рекомендуется использовать музыкальные игрушки дольше 1 часа в день, иначе нагрузка пойдет уже на нервную систему, что легко может вызвать у младенца переутомление.
- Игрушки с твердым каркасом. Обычно такие игрушки создают, используя толстую проволоку, которая при активной эксплуатации может порвать окружающий ее материал. Само собой, это опасно для маленького ребенка – торчащей проволокой легко повредиться.
- Резиновые игрушки ярких расцветок. Такие изделия лучше привлекают внимание младенца, но за чрезмерной яркостью скрываются вредные красители. Отличить потенциально опасную игрушку можно по запаху и уровню маркости самой игрушки – она не должна оставлять следов на руках при нагреве и не слишком сильно пахнуть.
Бесполезные и неподходящие по возрасту игрушки
Вторая категория игрушек, не рекомендованных для новорожденных – бесполезные или просто не подходящие по возрасту:
- Книги. Странно, но среди детских товаров в категории «до 1 года» нередко можно встретить книги – «съедобные», поющие, с большим количеством ярких картинок и т. д. По факту, все они для младенца бесполезны. Книга в первую очередь должна быть источником информации, а основное ее содержание заключаться не в яркой обложке, а текстовом наполнении. Поскольку ребенок еще не умеет читать, такого подарка хватит всего на несколько минут – для новорожденного книга не имеет функционального применения.
- Зеркала и игрушки с отражающими элементами. До определенного возраста дети не понимают, что в зеркале они видят себя, а не другого человека, так что не стоит раньше времени смущать новорожденного информацией, которую он пока что не в состоянии переварить. Надежных исследований по этому вопросу не проводилось, но наблюдения показали, что зеркала могут создавать лишнюю нагрузку на нервную систему ребенка.
- Устройства, призванные помочь в освоении навыков. В какой-то степени, такие предметы, как ходунки, бутылочки с разными насадками и ложки, направляющие еду прямо в рот, полезны – но, в основном, для родителей. Ребенок же с таким арсеналом будет дольше осваивать навыки, которые ему необходимы для жизни. Так что лучше запастись терпением и позволить детям самостоятельно познавать мир и окружающие его предметы, хоть этот путь и полон маленьких неудач.
Конечно, у детей должен быть определенный выбор в плане развлечений, так что в вопросе игрушек следует найти золотую середину между их количеством и функциональностью. Кроме того, иногда отвлечь ребенка – единственный возможный выход из ситуации. Например, если с ним нужно съездить на плановый осмотр, а мир за автомобильными стеклами младенца пока не интересует – в таком случае полностью успокоить ребенка будет сложно, так что можно хотя бы занять его игрушкой.
Фото: depositphotos.com