Задержка речевого развития у детей: легкое отклонение или опасная патология?

8394
1

Задержка речевого развития у детей – запоздалое по сравнению с возрастными нормами формирование устной речи. Стоит насторожиться, если в 2 года малыш не произносит отдельные слова или фразы, а в 3 – не может построить короткое простое предложение.

задержка речевого развития у ребенка

Опасность ЗРР в том, что она приводит к нарушениям психического и интеллектуального развития дошкольника. Если вовремя не заметить проблему, в дальнейшем у ребенка могут возникать трудности с обучением в школе, общением со сверстниками. Поэтому важно при первых признаках патологии обращаться к врачу.

Признаки ЗРР по возрастам

Рассмотрим ранние симптомы задержки речевого развития. Первые «звоночки» проблемы можно заметить еще в грудном возрасте.

Таблица – Диагностические симптомы ЗРР в разном возрасте:

Возраст ребенка Проявления задержки речи
4 месяца Грудничок не следит глазами за игрушкой, не улыбается и никак не реагирует при виде родителей
8 месяцев Ребенок не показывает характерного бессмысленного повторения слогов («ма-ма», «ба-ба»), которое является первым этапом речевого развития
1 год Ребенок вообще не говорит либо произносит отдельные звуки
1,5 года Малыш изъясняется слогами, не пытается называть окружающие предметы, не реагирует на обращение по имени
2 года Речевой запас состоит из 10–15 слов, которые не дополняются прилагательными или местоимениями. Нет заинтересованности в разговоре со взрослыми
2,5 года В речи ребенок использует не более 30–50 слов, не может сложить их в простое предложение или фразу. Характерно плохое произношение, проглатывание слогов, из-за чего 50–70% из сказанного остается непонятым
3 года У ребенка ограниченный словарный запас, он не может назвать известные ему предметы, не всегда реагирует на прямое обращение. Вместо разговора, он повторяет вопрос либо заменяет речь жестами

Показательный период приходится на время от 1,5 до 1,8–2 лет – если ребенок не заговорил в это время, стоит насторожиться. Как правило, 1,5-годовалые малыши начинают превращать свой пассивный словарный запас в активный, учатся произносить названия предметов, которые уже знают.

Хотя отставание может объясниться как задержкой, так и индивидуальными особенностями ребенка.

Виды и симптомы

задержка речевого развития у ребенка

С учетом причины задержки речевого развития у детей, выделяют несколько разновидностей заболевания.

Темповая

Самый простой вариант ЗРР. Характеризуется отставанием в речевом развитии по сравнению со сверстниками. Малыш начинает говорить позже, но его высказывания отличаются правильным построением, понятны родителям.

Нарушения не сопровождаются заболеваниями головного мозга или органов чувств, поэтому хорошо поддаются логопедической коррекции.

Алалия

Серьезная болезнь, которая связана с недоразвитием речевых центров в головном мозге. Зачастую сочетается с нарушениями психомоторного развития.

Задержка характеризуется замедленной и искаженной речью: многократное повторение слогов, переставление их местами, из-за чего смысл сказанного невозможно понять.

ЗПРР, вызванная нарушениями слуха

Тяжелый вариант задержки речевого развития, поскольку ребенок не слышит речи и не может ее повторить. При тугоухости возникает отставание в психомоторном и интеллектуальном развитии, которое проявляется уже в раннем и дошкольном возрасте.

Всем новорожденным проводится аудиологический скрининг, поэтому о риске ЗПРР родителей могут предупредить уже в роддоме.

Неявные признаки задержки речевого развития у ребенка →

Причины задержки речевого развития

Факторы, которые могут вызывать задержку развития речи у ребенка, подразделяют на 2 категории:

  • Физиологические – связанные с болезнями или врожденными аномалиями развития.
  • Социальные – причиной задержки становится неправильное воспитание и неудовлетворительные условия жизни.

Физиологические

задержка речевого развития у ребенка

Врачи называют несколько групп причин, которые способствуют ЗРР у детей:

  • заболевания органов чувств – снижение слуха или глухота, отсутствие зрения;
  • аномалии строения речевого аппарата – недоразвитие губ, языка и лицевых мышц, из-за чего ребенок не может произносить звуки;
  • неврологические проблемы – опухоли ЦНС, ДЦП, травмы головного мозга;
  • генетические и врожденные заболевания, которые сопровождаются задержкой психомоторного развития;
  • осложнения во время родов – гипоксия и асфиксия, перинатальная энцефалопатия, повреждение шейного отдела позвоночника.

Немаловажную роль играет наследственность. Если ребенок в 10 месяцев–1 год не говорит слоги или слова, то зачастую у его родителей в детстве были такие же проблемы. Речевое развитие запаздывает на несколько месяцев из-за конституциональных особенностей, никаких органических причин этому нет. В дальнейшем дети развиваются нормально.

К медицинским факторам относят психологические травмы. Зачастую задержка речи у ребенка связана с сильным испугом, перенесенным в раннем возрасте.

Социальные

Сюда относят проживание в неблагополучной семье, когда ребенком и его развитием не интересуются. На задержку речи влияет несколько факторов: плохое питание и бытовые условия, которые не дают грудничку нормально развиваться, асоциальное поведение родителей.

В таких ситуациях возникают тяжелые формы ЗРР, например, когда 1,5-годовалый ребенок не говорит даже слогами.

К какому врачу обращаться с подозрением на ЗРР

Сначала родителям следует обратиться к педиатру. Лучше, если это будет врач, который наблюдает ребенка с периода новорожденности. Такой специалист знаком с особенностями психомоторного развития пациента, семейным анамнезом, поэтому ему проще выявить речевые нарушения уже на раннем этапе.

Педиатр устанавливает факт задержки развития речи и возможную причину патологии, после чего дает направление к узкопрофильным специалистам: неврологу, логопеду, психологу.

Диагностика

задержка речевого развития у ребенка

В основе диагностики лежит наблюдение за ребенком и оценка его речевой функции. Помимо признаков, указанных в таблице, малыши с ЗРР характеризуются невнимательностью, повышенной агрессивностью или, наоборот, апатией, бедными эмоциональными реакциями.

Расширенная диагностика, направленная на выявление этиологических факторов задержки речи, включает неврологический осмотр и проверку рефлексов, УЗИ, ЭЭГ и метод вызванных потенциалов для оценки работы головного мозга. Чтобы исключить другие причины патологии, ребенок с родителями направляется на консультацию к психологу.

Лечение

Терапию речевых нарушений следует начинать как можно раньше. В лечении участвуют несколько узких специалистов: логопед, невролог, рефлексотерапевт, психолог.

Важна ответная реакция со стороны родителей – регулярные домашние упражнения и занятия с ребенком значительно повышают эффективность назначенных лекарств и физиотерапии.

Применяется лечение дома с периодическими визитами к специалисту, но малышам с болезнями ЦНС может потребоваться госпитализация в реабилитационный центр.

Медикаментозное

Препараты, которые улучшают работу головного мозга, назначаются при сочетании речевых и психических нарушений. Врач-невролог разрабатывает индивидуальные схемы лечения медикаментами с учетом степени задержки речи, наличия органических заболеваний ЦНС.

В основном врачи назначают ноотропы – лекарства, которые улучшают обмен веществ в нервных клетках и стимулируют их активность. Препараты улучшают интеллектуальные функции головного мозга, способствуют правильному функционированию речевых центров. Малышам прописывают такие средства: Пирацетам, Нейромультивит, Энфефабол.

Для назначения лекарственной терапии есть строгие показания. Например, при тяжелом психоречевом недоразвитии малыша препараты необходимы, а если, скажем, здоровый ребенок в 8 месяцев не говорит слоги – достаточно наблюдения и немедикаментозных методов.

Физиотерапия

задержка речевого развития у ребенка

Для стимуляции речевого развития полезна рефлексотерапия. Это применение слабых электрических импульсов, которые возбуждают отдельные участки головного мозга, усиливают активность нервных клеток в речевых центрах.

Методика эффективна при ЗРР, возникающей у ребенка на фоне заболеваний ЦНС. Рефлексотерапия применяется у детей старше 6 месяцев.

Лечение с помощью животных

Для устранения задержки речевого развития полезны дельфинотерапия и иппотерапия. Общение с животными положительно влияет на нервную систему, ускоряет психическое развитие.

Дополнительная тактильная стимуляция (плавание в бассейне, езда на лошади) способствует формированию коры головного мозга. Нередко именно во время таких сеансов ребенок произносит первые слова или фразы.

Коррекционная работа

Важный этап развития речи – занятия с дефектологами и логопедами. Сеансы с врачом-дефектологом могут проводиться в возрасте 1,5–2 лет и старше. Целью терапии является активация памяти и мышления, что благотворно влияет на речевую функцию.

Для активации психомоторного развития применяются упражнения на мелкую моторику:

  • игры со шнуровками;
  • перебирание и раскладывание по емкостям мелких предметов (бусины, пуговицы, крупы и пр.);
  • лепка;
  • собирание пазлов;
  • застегивание / расстегивание пуговиц;
  • нанизывание бусин / пуговиц / макарон на шнурок.

Области головного мозга, которые отвечают за речь и мелкую моторику, располагаются рядом. Интенсивное воздействие на одну помогает развиваться и второй.

Игрушки для развития мелкой моторики

Логопеды занимаются с детками постарше. Их цель – научить малыша с задержкой речевого развития правильно произносить звуки и слова, составлять предложения. В работе специалисты активно применяют методики массажа.

Полезное видео о логопедическом массаже

Мануальные воздействия способствуют укреплению мышц лица, благодаря чему речевое развитие происходит быстрее.

Развивающие игрушки, которые легко сделать своими руками →

Домашние упражнения

Формирование речи у ребенка с ЗРР требует больших усилий от родителей. Врачи рекомендуют комплекс занятий на каждый день в игровой форме, который повышает эффективность работы логопедов и дефектологов.

Комплекс упражнений для детей с задержкой речевого развития включает:

  • Артикуляционная гимнастика. Применяются различные движения языком: «язык-кисточка», «барабанщик», «болтун-болботун», «волна», «печем блинчики».
  • Звукоподражание. Малышу нужно задавать вопросы «Как капает дождик?», «Как говорит собачка?», «Как летит самолет?» и т. д. Сначала ребенок научится произносить один слог, после чего будет их повторять.
  • Упражнения-непонималки. Малыш, который плохо говорит, пытается объяснить свои желание жестами. Родителям нужно сделать вид, что они не понимают, и провоцировать ребенка озвучить свои мысли словами.

Занятия проводят ежедневно по 20–30 минут. Важно, чтобы упражнения проходили в виде веселой игры, а не в принудительной форме.

Лучшие игры для развития речи у детей 1–3 лет →

Прогноз при задержки развития речи у ребенка

Полное выздоровление наблюдается практически во всех случаях, если лечение задержки речевого развития начато у детей в возрасте до 3 лет. В таком случае еще не успевают развиться нарушения мозговой деятельности, поэтому при комплексной терапии все патологические симптомы исчезают.

При диагностике ЗРР в 4–5 лет прогноз также благоприятный, но может потребоваться более длительная терапия.

Если речевые нарушения выявлены у пациента в возрасте старше 6 лет, это считается неблагоприятным фактором. Чтобы ребенок начала говорить нужно много времени и усилий, врачи не могут гарантировать положительный результат.

Профилактика

задержка речевого развития у ребенка

Главное правило для предотвращения задержки речи у ребенка – почаще с ним разговаривать и играть. Именно активное участие родителей и родственников в воспитании способствует своевременному появлению речи.

Второе направление профилактики касается медицинских причин ЗРР. Для минимизации риска врожденных заболеваний у плода необходимо соблюдать все предписания врача во время беременности, отказаться от вредных привычек. Женщинам из групп риска рекомендовано медики-генетическое консультирование перед планированием зачатия.

Детский сад и ЗРР

Деткам с серьезной задержкой речевого развития рекомендуется посещать детский сад компенсирующего вида или учреждения с логопедическими группами. Чтобы попасть туда, потребуется получить направление от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Направление на комиссию выдает педиатр. Родители могут попробовать получить его самостоятельно, обратившись в местный муниципальный отдел образования.

Но что делать, если направление в специализированные группы взять не получилось? Стоит ли отдавать ребенка в ЗРР в обычный детский сад? Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. Многое зависит от состояния малыша и отношения воспитателей, которые будут с ним работать.

Некоторые дети, при добросовестной работе воспитателей, в детском коллективе получают мощный толчок к развитию и преодолевают задержку. В других случаях негативное отношение воспитателя может только спровоцировать стресс, который, конечно, не пойдет на пользу ребенку.

Как узнать, что ребенка обижают в детском саду →

Задержка речевого развития встречается часто, но при ранней диагностике проблему удается полностью ликвидировать. Пациенты, у которых ЗРР выявили и начали лечить в возрасте 2–3 года, вырастают полностью здоровыми и быстро догоняют сверстников в развитии. Родителям следует запомнить: если ребенок старше года не произносит даже отдельные слова, нужно обязательно показать его специалисту.

Фото: ru.freepik.com, izhlife.ru

Полезное видео об артикуляционной гимнастике при ЗРР

Комментарии

  • Людмила
    15 апреля 2019 в 12:33

    Точно пишут, что все проблемы надо решать во время. Мы затянули с лечением, ждали, что ребенок сам заговорит, дозреет, но увы, пришлось лечиться. Прокололи три курса кортексина, занимались почти два года с логопедом, множество денег отдали, но зато в школе у ребенка нет никаких проблем – ходим в обычный класс и вполне тянем программу.

На верх страницы
×