Задержка речевого развития у детей: легкое отклонение или опасная патология?

500
0

Задержка речевого развития у детей, или ЗРР, – термин, который довольно широко применяется детскими логопедами. Такой диагноз не является редкостью, а врачи обращают внимание родителей на то, что данная патология крайне опасна для ребенка.

Задержка речевого развития у детей

Довольно часто задержка развития речи встречается у детишек до 3 лет. Диагноз ставится врачом уже постфактум, когда драгоценное время, которое могло быть использовано для быстрого устранения проблемы, было потеряно. Чтобы не допустить развития этой патологии, родители должны знать причины и факторы, предрасполагающие к ее развитию.

Причины

Если ребенок не говорит в 2 года, это должно вызвать серьезную обеспокоенность у его родителей. Важную роль в вопросе лечения такого отставания в развитии играет установление точных его причин. Они бывают первичными (биологическими) и вторичными (социальными). Каждая из этих групп имеет свои особенности, которые должны учитываться при постановке диагноза лечащим врачом.

Первичные причины

Органической основой задержки речевого развития у малышей является перинатальная энцефалопатия, при которой еще в утробе матери поражается головной мозг.

В этом случае в истории болезни ребенка могут прослеживаться:

  • внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
  • асфиксия, произошедшая в ходе прохождения плода по родовым путям матери;
  • механические повреждения головного мозга в родах или сразу после рождения;
  • инфекционные заболевания, перенесенные малышом еще в утробе матери;
  • недоношенность или, наоборот, переношенность плода;
  • перенесенные малышом черепно-мозговые травмы;
  • осложнения после иммунизации (профилактических прививок).

Тугоухость – еще одна причина задержки развития речи у ребенкаВ этом случае малыш будет коверкать слова, «глотать» гласные, переставлять местами слоги.

Заметить такое отклонение не составит труда. Родителям просто необходимо внимательнее присмотреться к тому, как кроха отвечает на вопросы и реагирует на элементарные просьбы что-то пересказать, или о чем-то рассказать. Если у 4-месячного малыша отсутствует реакция на громкие звуки, а в 10 месяцев он не может точно определить их источник, это должно стать причиной для обращения к детскому отоларингологу.

Вторичные причины

Социальные причины задержки речевого развития у детей кроются в неблагоприятных условиях проживания малыша. Отсутствие речевых контактов, равнодушие родителей или их постоянная занятость приводят к тому, что ребенок становится замкнутым в себе и молчаливым. Например, когда здоровые детки в 1 год и 10 месяцев уже способны самостоятельно выражать свои желания, пусть и одним-двумя словами, то крохи с ЗРР в этом возрасте произносят только отдельные слоги и звуки либо вовсе молчат.

Отсутствие нормального воспитания вследствие ненадлежащего выполнения родителями своих прямых обязанностей тоже оказывает мощное негативное воздействие на развитие речевой моторики у ребенка. Такие малыши начинают разговаривать довольно поздно, но их словарный запас остается очень бедным, они не способны донести до других даже самые простые мысли, высказать элементарные желания и просьбы.

Предрасполагающие факторы

Кроме вышеописанных причин возникновения такого отклонения в психосоциальном развитии ребенка, существуют еще и определенные предрасполагающие факторы, коими являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • билингвизм (владение сразу двумя языками);
  • чрезмерная опека, когда родители почти всегда угадывают желания ребенка, сводя общение с ним к минимуму;
  • гестоз беременных;
  • отслоение плаценты и др.

Еще один немаловажный фактор, способный негативно повлиять на развитие речевой моторики у малышей, – это постоянное его нахождение в чрезмерно информированной среде. Он начинает произносить отдельные шаблонные, заученные фразы, которые слышит повседневно. Такой разговор не имеет никакого отношения к развитию полноценной речи, и это должно вызвать обеспокоенность у родителей ребенка.

Чрезмерно информированная среда - одна из причин задержки речевого развития у детей

Симптомы

Признаки проявления такого отклонения в развитии индивидуальны для каждого малыша.

Самостоятельно определить эту патологию не всегда просто, поэтому точный диагноз может поставить только детский логопед, опираясь на наличие определенных симптомов, а именно:

  • новорожденный на четвертой неделе жизни не реагирует на звуки, и никак не отвечает на обращение к нему родителей;
  • полное отсутствие так называемого «гуления», которое наблюдается у малышей в 2 месяца и до полугода;
  • малыш в 10 месяцев не говорит слогидаже самые простые;
  • годовалый кроха не имеет элементарного словарного запаса, состоящего из 5-10 слов, а для привлечения внимания окружающих использует только громкий плач;
  • кроха в 1 год и 5 месяцев не может распознавать рисунки на картинках, он не способен описать их 1-2 словами, ему даже с трудом удается пережевывать пищу;
  • кроха в год и 10 месяцев не может самостоятельно позвать маму или папу;
  • ребенок в 2 года с трудом изъясняется со взрослыми и испытывают сильные трудности в общении с одногодками;
  • трехлетний малыш не способен вкратце рассказать о самых интересных для него событиях, его речь становится или слишком быстрой, либо, наоборот, заторможенной;
  • ребенок в 10 месяцев и старше не может самостоятельно выражать свои эмоции или желания, используя для этого невербальные средства общения – мимику, жесты и т. д.

Полноценное формирование артикуляционной моторики у детей возможно лишь при условии наличия в его словарном запасе 40-60 слов, поэтому крохи начинают внятно говорить уже в 2 года.

Когда начинать волноваться?

Формирование речевых навыков у ребенка должно соответствовать его возрасту. Именно по этому критерию и врач, и родители могут определить наличие или отсутствие отклонений в развитии крохи.

Отклонения в речевом развитии у ребенка до года

В первые 2 месяца малыш проходит этап так называемого «гуления», издавая гласные звуки, никак не связанные между собой. Он реагирует на обращение к нему папы и мамы, и старается им отвечать.

Если кроха в 1,5–2 месяца не издает ни одного звука и равнодушно относится ко всему, что его окружает, родители должны забеспокоиться. Детки в возрасте 4–5 месяцев постепенно учатся лепетать, соединяя бессвязные звуки в простые слоги. При наличии отклонений родителей должно насторожить отсутствие реакции со стороны крохи на оклик, когда мама или папа произносит его имя.

В 8 месяцев малыши должны уметь повторять за взрослыми самые элементарные слова – мама, папа, баба. При этом в норме ребенок сначала произносит их по слогам, поскольку они для него еще новые и трудные. Малыши с намечающейся ЗРР в восемь или 9 месяцев не будут стараться повторять эти слоги, и даже не станут изучать простые звуки.

Первые слова должны звучать из уст малыша уже в 10 месяцев. Это могут быть «мама», «папа», «ляля», «тетя», «дядя» и др. Причем дети в 10 месяцев не произносят их по слогам, а говорят уже полноценные слова. В связи с патологией, кроха не сможет этого сделать, да и его словарный запас будет довольно бедным.

Задержка речевого развития у детей бывает заметна еще до года

ЗРР у годовалых детей

Дети в 1 год должны знать уже десять полноценных слов, которые они способны произносить без затруднений. Если же кроха не может самостоятельно позвать маму либо обратить на себя внимание, а с этой целью используют громкий крик или плач, это первый сигнал для родителей о том, что у малыша намечается задержка речевого развития.

Если ребенок в возрасте 1,5 года не говорит тех слов, которые за все время постепенно накопились в его пассивном словаре, и не выполняет элементарных требований родителей (сядь, встань, подойди и т. д.), тогда помощь специалиста просто необходима.

У крохи в 1 год и 10 месяцев речь начинает приобретать внятный характер. Но у детей с ярко выраженной ЗРР слова все еще похожи на непонятный лепет.

Если в 1 год и 8 месяцев кроха не старается повторять простые слова, либо постоянно молчит, родителям стоит посетить врача.

Отклонение в речевом развитии после 2 лет

Двухлетний кроха практически все время молчит, а если начинает разговаривать, то «роняет» всего несколько односложных или двухсложных слов и опять замолкает.

Малыш в 2 годика и пять месяцев не говорит, и не отвечает на вопросы взрослых. Он даже не способен составить простое предложение. В его лексическом запасе имеется всего около 20 слов, однако он не всегда способен использовать и их.

ЗРР у трехлетних детей

Малыши с ЗРР, достигшие 3-летнего возраста, не способны полноценно разговаривать со взрослыми, и не могут внятно выразить свои желания или потребности. Крохи в 3 года и 10 месяцев должны легко пересказывать интересные события, сюжеты любимых мультиков, а также рассказывать небольшие стишки. Детки с задержкой развития речевой моторики разговаривают слишком быстро, а в ходе разговора запинается или проглатывает окончания слов.

Еще один симптом, который должен насторожить родителей: ребенок начинает разговаривать фразами, заученными в ходе просмотра любимых мультиков. Своих предложений малыш составлять и произносить не способен.

К какому врачу обратиться при задержке речевого развития у ребенка?

Ребенок с явной задержкой речевого развития должен пройти консультацию у целой группы врачей.

По этой причине родителям необходимо обратиться за помощью к:

  • детскому отоларингологу;
  • логопеду;
  • педиатру;
  • невропатологу;
  • детскому психиатру.

Благодаря комплексной диагностике можно будет установить причину отклонений в формировании речевой моторики у малыша, и назначить пациенту эффективную терапию.

Ребенок с задержкой речевого развития у логопеда

Диагностика

При обращении к педиатру определяется соматический статус маленького пациента, а также устанавливаются первопричины задержки в развитии его речи. На основании полученных данных детский врач сможет понять, к какому специалисту нужно направить кроху для прохождения дальнейших диагностических мероприятий.

Неврологом проводится исследование головного мозга на предмет наличия инфекционных заболеваний. В этом случае применяются ЭЭГ, ЭхоЭГ и др. Посещение детского ЛОРа необходимо для того, чтобы исключить наличие хронического отита, образование аденоидов или развитие тугоухости.

Консультация у логопеда проводится после того, как были собраны все результаты предыдущих обследований. На их основании врач сможет составить полную картину заболевания и предпринять необходимые меры.

У малышей 4-10 месяцев проводится тщательное наблюдение за формированием речевой активности в привычной для него среде проживания. Специалист тщательно фиксирует период появления новых слов, манеру их произношения, их объединение в словосочетания или полноценные предложения.

Помощь психиатра необходима для того, чтобы исключить наличие у крохи аутизма, олигофрении или общего речевого недоразвития любой степени тяжести.

Лечение

Методы коррекции патологического состояния зависят от того, что послужило причиной его возникновения. Так, если с ребенком, которому исполнилось 8-10 месяцев, никто не занимается, то чтобы его разговорить, родители должны создать ему благоприятные условия для развития речевой моторики.

Если нарушение речи произошло вследствие мозговых повреждений, маленькому пациенту показано лечение у невролога параллельно с социально-педагогической работой логопеда.

Такая терапия включает в себя:

  • прием ноотропов;
  • сеансы массажа;
  • магнитотерапию;
  • электрическую рефлексотерапию.

Вместе с медицинскими манипуляциями родители должны постоянно заниматься ребенком, играть с ним в активные, подвижные игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев. Занятия рисованием, обучение аппликации и некоторым видам рукоделия хорошо помогает развивать внимание и фантазию крохи. Такой деятельностью можно заниматься с ребенком, которому исполнился один годик. Возможно, поначалу привлечь внимание ребенка к новым видам деятельности будет трудно, но со временем к этому привыкнет и он, и родители.

Развитие мелкой моторики при ЗРР очень важно

Последствия

Последствия заболевания могут проявиться при помощи:

  • сильного отставания ребенка от сверстников в психическом и физическом развитии;
  • ухудшения ситуации с годами (например, если в период гуления ребенок никак не проявляет себя, то в 1 год и 10 месяцев, вместо того чтобы произносить полноценные слова, кроха будет молчать и все больше замыкаться в себе);
  • возникновения серьезных трудностей при обучении в школе.

Иногда родителям могут порекомендовать перевести ребенка в специализированное учебное заведение. Нередко это помогает уберечь «особенных» детей от насмешек и издевательств со стороны других школьников.

Профилактика

Чтобы развитие речи у малыша происходило без задержек, его родители должны заняться этим вопросом сразу после его появления на свет. Разговаривайте с крохой как можно больше, рассказывайте ему обо всем, что его окружает. Когда ребенок подрастет, интересуйтесь его проблемами, старайтесь его разговорить, не позволяйте ему замыкаться в себе.

Профилактика ЗРР у детей подразумевает также обеспечение оптимальных условий проживания для будущей мамы. Душевный покой, комфорт, отсутствие эмоциональных потрясений и стрессов являются крайне важными для нормального внутриутробного развития плода. При возникновении гестоза беременных не следует принимать меры самостоятельно – необходимо обратиться к гинекологу за дальнейшими инструкциями. Следствием такого патологического состояния может стать гипоксия плода, которая довольно часто становится причиной ЗРР у маленьких детей.

Полезное видео о задержке речевого развития у детей

Автор статьи:
Елизавета Крижановская
Врач
Информация партнеров
Информация партнеров
Комментарии
На верх страницы